Новости / Совершенствование законодательства как главный фактор реализации Плана Нации в части обеспечения верховенства права

21 июля 2015 — 08:08 1003

Источник: zakon.kz

Планом Нации по реализации Пяти институциональных реформ государства «100 конкретных шагов - современное государство для всех», инициированных Главой государства, поставлены конкретные задачи по обеспечению верховенства закона.

Это требует внесения изменений в ряд законодательных актов. В этой связи Верховным Судом проводится поступательная работа в этом направлении. Так, Верховным Судом начата работа по мониторингу законодательства и подготовке соответствующих законопроектов с учетом подходов, одобренных Национальной комиссией по модернизации.

В частности, прорабатываются вопросы, касающиеся:
- формирования трехзвенной судебной системы;
- повышения возрастного ценза для кандидатов в судьи до 30 лет;
- увеличения срока стажировки магистрантов в судах до одного года;
- передачи Института правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК в ведение Верховного Суда;
- введения годичного испытательного срока для вновь избранных судей и т.д.

С целью всестороннего изучения действующего законодательства и практических вопросов его применения сформирован ряд рабочих групп из числа судей и юристов.
Необходимо отметить, что реализация задач, поставленных в Плане Нации, проводится с учетом работы по исполнению поручений Президента страны, обозначенных на Шестом съезде судей.

Так, разработанные Верховным Судом проекты нового Гражданского процессуального кодекса и Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства» в настоящее время находятся на рассмотрении Парламента Республики Казахстан.

Проект Гражданского процессуального кодекса предусматривает удобный и быстрый порядок рассмотрения гражданских дел, ориентирован на примирение сторон, широкое использование информационных технологий, а также основан на комплексном пересмотре норм действующего Гражданского процессуального кодекса.

Проект Кодекса 6 мая 2015 года одобрен Мажилисом Парламента и 14 мая 2015 года внесен на рассмотрение Сената Парламента. Вместе с тем, в Сенате в проект Кодекса внесены поправки, направленные на реализацию установок Главы государства по институциональным реформам в сфере «Верховенства закона».
На пленарном заседании Сената 9 июля 2015 года законопроект возвращен в Мажилис для доработки.

2 июля 2015 года Парламентом принят Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства».

Конституционный закон приводит положения конституционных законов «О выборах в Республике Казахстан» и «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» в соответствие с проектом Гражданского процессуального кодекса. В частности, внесены соответствующие изменения с учетом возможности обжалования (опротестования) судебных актов, затрагивающих избирательные права граждан.

Конституционным законом в структуру Верховного Суда вводится специализированная судебная коллегия, к подсудности которой отнесено рассмотрение споров с участием крупных инвесторов по первой инстанции, не вступивших в законную силу судебных актов по спорам с участием других инвесторов, а также обжалование действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии.

Это нововведение и ряд других изменений, инициированных Мажилисом в ходе рассмотрения законопроекта в Парламенте, являются прямой реализацией Плана Нации «100 конкретных шагов».

С учетом повышения квалификационных требований к кандидатам на судейские должности, Верховным Судом проводится работа по улучшению механизмов обеспечения независимости судей и привлекательности судейской профессии. Это делается для привлечения в судейский корпус высококвалифицированных юристов, обладающих соответствующими навыками и опытом работы. Так, 2 июля текущего года Парламентом принят Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Он направлен на совершенствование социальных гарантий деятельности судей с целью усиления их независимости.

Закон предусматривает введение пожизненного содержания судей пребывающих в отставке путем реорганизации института пенсионного обеспечения судей. Данные нормы вводятся по аналогии с действующей системой обеспечения пенсионеров правоохранительных органов и структур министерства обороны.

Также, Верховным Судом ведется работа над проектом Административного процессуального кодекса. Он в настоящее время дорабатывается с учетом поручений Главы государства по реализации Плана Нации. Данный вопрос особенно актуален в условиях возрастающей гражданской активности, повышения требований населения к соблюдению прав и свобод человека. Это вполне закономерно создает необходимость создания в нашей стране административной юстиции как важного направления административной реформы.

Аналогичные структуры активно работают во многих передовых странах мира. И основной элемент этой системы - административное судопроизводство - область нового формата правосудия, регламентирующая разрешение публично-правовых споров. В первую очередь, это касается взаимоотношений граждан с государственными органами (таможня, налоги, экология, обеспечение выборных прав и др.).

В публично-правовых спорах состязательность и равноправие сторон обеспечить сложнее, поскольку одной из сторон выступает государственный орган. Он наделен властными полномочиями, обладает большими возможностями для защиты своих прав и законных интересов. Заведомо слабой стороной процесса становится гражданин, таких возможностей не имеющий. Проектом Кодекса предусмотрена активная роль суда, призванного «уравнять» различных по статусу участников административного спора, для обеспечения действительного равноправия сторон процесса. При этом законопроектом определены процессуальные пределы, в которых должна быть реализована активность суда.

Следует отметить, что для скорейшей практической реализации всех нововведений по судебной системе, инициированных Президентом страны в рамках Плана Нации необходимо проведение большой и сложной нормотворческой работы. Потребуется внесение изменений в целый ряд законов, в том числе Конституцию республики. Здесь особую значимость имеет качество проводимой работы, с учетом всестороннего анализа существующей законодательной базы. Важно чтобы скорость не отразилась на результате. Вместе с тем, принципиально важно реализовать все намеченные задачи в самое ближайшее время.

В этой связи Верховным Судом выстраивается с учетом внесения всех изменений в законодательную базу в установленные Главой государства сроки, то есть в сентябре-октябре текущего года. Цель - обеспечить с начала 2016 года работу судебной системы в условиях обновленного законодательства. В результате, будет повышена эффективность правосудия по обеспечению верховенства закона как неотъемлемого условия вхождения Казахстана в число 30-ти передовых стран мира.